Эммануил Шляпоберский

Лесная фамилия

Посвящается выдающемуся гиду по странам Европы
Фиш Людмиле Алексеевне.


       Лена Войскобойникова в 2010-м году окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности западноевропейское искусство. Ее мать, Клавдия Петровна, всю жизнь трудилась преподавателем литературы и русского языка в школе. Была она на хорошем счету у начальства, пользовалась авторитетом у учеников и их родителей. Отец Лены, Павел Васильевич, импозантный мужчина предпенсионного возраста, в Советское время окончил Ленинградский политехнический институт и был распределен на объединение «Электросила», где бессменно работал в конструкторском бюро. Звезд с неба он не хватал, но был очень исполнительным и трудолюбивым работником, что помогло ему преодолеть сокращения постсоветского периода и дослужиться до ведущего конструктора.
       Семья жила скромно и дружно. Всем в семье заправляла бабушка-Мария Петровна Краснова, которая очень гордилась своими дворянскими корнями. Она считала, что ее дочь неудачно вышла замуж за Павла, который был на 10 лет старше Клавдии и происходил из простой рабочей семьи.
       Лена была скромной девушкой, которой всегда нравились мужчины значительно старше ее, поэтому среди ее близких знакомых-сверстников преобладали представители прекрасного пола .Две ее близкие подруги за полгода до выпуска вышли замуж за курсантов Военно-морского корпуса им. Петра Великого и теперь готовились к отъезду к месту службы мужей .Одна- в Североморск, а другая - на Камчатку .Третья подруга собиралась выйти замуж за выпускника академии им. Можайского и готовилась к отъезду в дальний гарнизон. Жизнь в местах, отдаленных от Санкт-Петербурга, Лену не прельщала и подобный вариант для нее отпал. Многие ее сокурсницы собирались стать экскурсоводами в музеях города или по городу, но для этого необходимо было окончить специальные платные курсы экскурсоводов при Русском музее или Эрмитаже. Лену это тоже не устраивало. Попытаться поступить в аспирантуру она не хотела.
       Еще в школьные годы она с мамой ездила в турпоездку по замкам Луары. Поездка была замечательной. Особенно ей понравилась гид тура — обаятельная женщина, которая многократно бывала в большинстве стран Европы, очень много рассказывала о своих путешествиях, интересно вела тур и всегда была веселой и жизнерадостной. После получения диплома Лена твердо решила стать гидом по странам Европы, учитывая свое приличное знание английского языка.
       В первый же вечер после выпуска состоялся семейный совет. Первым заговорил папа, который сказал, что попытается узнать о возможной работе для дочери на «Электросиле». Быть бумажной крысой Лена не хотела и ответила отказом. Тогда мама робко спросила ее: «Может быть, ты хочешь работать в школе? Там всегда найдется дело для человека с высшим гуманитарным образованием». Раздался ужасный вопль, похожий на звук сработавшей сигнализации потревоженной автомашины. Успокоившись, мама спросила: « Кем же ты хочешь работать?». И тут впервые Лена призналась, что хочет работать гидом в турфирме, осуществляющей туры по Западной Европе. Вот теперь свой голос подала бабушка Маша. Она вспомнила, что у друга ее покойного мужа Ивана Петровича ( давно ушедшего в мир иной) был сын Володя, который в девяностые годы прошлого века был успешным бизнесменом, владельцем довольно крупной турфирмы. Фамилию его она забыла ( что-то связанное с лесом) , а адреса и телефона не знала никогда. Вот тут-то и началось веселое оживление.
       — Лесков, Лесовский, Лесничий,— сказала Лена.
       — Елкин, Осинин, Соснов,— промолвил папа.
       — Сосновский, Кедров, Ольхов, — произнесла мама и, взяв карандаш, стала записывать эти фамилии, чтобы избежать их повторения. На все предлагаемые фамилии бабушка отрицательно качала головой. На следующий вечер все повторилось.
       Лена назвала — Дубравин, Дубровский, Дубовской.
       Папа — Боровский, Кустов, Березин, Березовский.
       Мама — Листьев, Листов, Сухостоев.
       Бабушка по-прежнему отрицательно качала головой. Так продолжалось около двух недель. Были названы фамилии : Полянский, Тропинин, Просеков, Сучков, Рощин, Пеньков, Комелев, Буреломов, Хвойный, Дровосеков, Короедов, Рябинин, Форестов, Смолянинов, Смолянский — и все без результата. Бабушка все отрицала.
       Лена проявила инициативу; стала просматривать газеты, где помещались рекламные объявления турфирм. Затем в тайне от родителей звонила по указанным телефонам и спрашивала фамилию, имя и отчество шефа фирмы. Положительный ответ она получила лишь однажды, но это была женщина. В большинстве случаев ей отвечали, что таких сведений они не дают.
       Пару раз ревнивые секретарши отвечали ей грубостью и просили больше не звонить .Тогда Лена сменила тактику и стала ездить по адресам турфирм .Результаты везде были отрицательными, нигде шефа с именем Владимир Иванович не было. Она была очень удивлена, узнав, какое множество в городе турфирм.
       Однажды, проходя мимо корпуса Бенуа Русского музея, она увидела объявление о наборе слушателей на платные курсы экскурсоводов и записалась на них. Через неделю начались занятия. Только тогда она сообщила дома, что посещает такие курсы. Теперь каждый вечер Лена рассказывала о занятиях. Больше всех ее рассказами интересовалась бабушка. Как-то вечером, придя домой, Лена сообщила, что сегодняшние занятия были посвящены передвижникам и что особенно ей понравились лекции о Крамском, Левитане и Шишкине. В это время раздался крик бабушки, и она потеряла дар речи. Когда бабушка пришла в себя, она с радостью сообщила: «Это он — Владимир Иванович Шишкин! Тот, кого мы так безуспешно искали».
       Через какую-то базу данных папа узнал телефон В. И. Шишкина, позвонил ему и договорился о встрече. На встречу Лена пошла с бабушкой. Они узнали, что он в девяностые годы действительно руководил турфирмой, но затем ее продал и занялся более выгодным квартирным бизнесом. Он внимательно выслушал Лену и рассказал о своей работе в турфирме.

Рассказ Владимира Ивановича


       Я вам не советую искать такую работу. Это очень хлопотный и довольно тяжелый труд. Нужно быть очень доброжелательным, внимательным и терпеливым к своим туристам. Необходимо все время совершенствовать свое мастерство, изучать историю и культуру посещаемых стран (литературу, искусство, архитектуру, обычаи, традиции и нравы народов, легенды, религиозные взгляды, политический строй). Они у всех стран разные. Нравы, как и мода, меняются, поэтому необходимо много читать и постоянно пополнять свои экскурсионные материалы, все время разрабатывать новые маршруты. Наши туристы послушны и робки до границы. Переехав границу, они становятся капризными, требовательными, строптивыми. Нередко в группе оказывается «гнида», которая все время пытается настроить туристов против руководителя группы. Все начинается с распределения мест в автобусе и номеров в отеле. С семейными парами проблем нет, но одиночники сразу ставят условия, с кем они не хотят ночевать. Совсем плохо, когда число одиночных мужчин нечетное. Обычно номера двухместные. Кому–то надо будет выделить отдельный номер, а за это надо дополнительно платить.
       Самая распространенная нервотрепка происходит из-за опозданий. Чаще всего опаздывают по причине пренебрежения к остальным туристам и излишней самоуверенности. С такими наглецами еще можно бороться. Но бывают опоздания из-за того, что турист заблудился. И это не удивительно. В чужом городе, не зная языка, иногда увлекшись покупками и другими соблазнами, туристы приходят к автобусу, когда он уже давно ушел. Особенно это часто случается в средневековых городах, где узкие и кривые улицы и нет четкой планировки. Хочу вам привести два примера из своей практики.
       В городе Сан-Марино, центре небольшого одноименного государства, много мелких ларьков, где продают вино. Там можно пробовать разные вина сколько хочешь. Два наших туриста настолько увлеклись, что заблудились. Один, знавший немного английский язык, пытался спросить у прохожих: «Как пройти на автобусную остановку номер 2?». Его никто не понимал, и только полицейский ему все объяснил. Турист прибыл к автобусу за 2 минуты до отправления. Второй, захмелевший, видимо, больше, на автобус опоздал. Он добирался в гостиницу в Римини на такси.
       В Венеции одна туристка (трезвая) заблудилась. Катер, который отвозит туристов к месту стоянки автобусов, ее дожидаться не стал. Добралась она до отеля в Риччоне (пригород Римини) с помощью полиции уже на поезде.
       Очень часты случаи совершения туристами мелких правонарушений (курение и купание в неположенном месте, переход улицы). Приведу несколько таких примеров.
       На пароме из шведского Стокгольма в финский Турку в ресторанах питание организовано по системе «шведский стол». Ешь сколько хочешь, а в ночных ресторанах и пей сколько хочешь. Один наш турист напился настолько, что стоять на ногах уже не мог. Паром в Турку стоит один час. За это время надо высадить пассажиров, убрать каюты, перестелить белье, разместить новых туристов. Все спешат. Нашего «героя» его друзья несли на руках. Руководитель группы чувствовал себя очень неловко.
       Во многих местах запрещено фотографировать. Обязательно найдется в группе любитель, который нарушит этот запрет. Так было с одной из наших групп при посещении музея Акрополя в Афинах.
       Иногда рвут цветы на газонах и в парках, кормят животных, где это запрещено. В Лондоне в любом парке можно ходить по траве ( даже лежать ), а вот в Германии совсем наоборот. В городе Вернегероде гид повела туристов к дому, где много лет подряд отдыхали режиссер Григорий Александров и его жена актриса Любовь Орлова. Естественно, люди , чтобы слышать гида, расположились частично на газоне. Хозяин дома поднял скандал, который с трудом удалось уладить.
       Были случаи, когда наши туристы пытались достать монеты из фонтанов.
       Забавный эпизод произошел в Британском музее в Лондоне. Наш гид остановил группу около картины Леонардо да Винчи и начал рассказывать о ней. В это же время в зал вошла группа английских школьников с учительницей. Как только она остановилась у одной из картин, школьники мгновенно уселись на пол ( у них так принято ). В это время раздался громкий смех одной из наших туристок. Весь зал обратил на нее внимание, все смотрели с укором.
       Страшной бедой для туриста является потеря загранпаспорта. Иногда их у туристов воруют, а нередко теряют сами туристы. К сожалению, уличная преступность имеет место, особенно в городах Италии и Испании. Бывает, что мотоциклисты вырывают у туристов сумочки, фотоаппараты, сотовые телефоны. Никакие напоминания о бдительности не действуют, люди очень беспечны. Встречаются правонарушения мелкого пошиба. Вас обманывают при обмене валюты, пытаются всучить фотоснимки и проспекты по большей цене.
       В Париже к одной из наших групп пристали негры, навязчиво прося подписать какую-то декларацию им на память. Кое- кто подписал.
       Рядом стоял другой негр ,который потребовал от подписавших денег. Оказалось, что туристы подписали декларацию о помощи голодающим детям Руанды.
       Комичный случай был во Франции, где на улицах есть туалеты для собак. Один наш турист попытался воспользоваться таким туалетом для удовлетворения своих нужд, хотя это место просматривалось окружаюшими.
       Бывают и форс-мажорные обстоятельства. Приведу только два примера. У нас были туры из Санкт-Петербурга в Варшаву поездом, а дальше автобусом по Европе (разные маршруты). Естественно, что билеты на обратный путь с посадкой в Варшаве покупались турфирмами заранее еще до отъезда группы из Санкт-Петербурга. Каково было удивление у руководителя тура, когда на посадку в Варшаве подали поезд, где не было вагона, в который еще в Санкт-Петербурге были приобретены билеты. Оказалось, что при отъезде из СПб этот вагон оказался неисправным, и его отцепили. Пассажиров разместили по другим вагонам, а в Варшаву послали телеграмму, чтобы в этот вагон билетов не продавали. Но наши туристы уже имели билеты в этот вагон. В Варшаве начальник поезда принял решение в этот поезд туристов не пускать. Он обещал сообщить в СПб, чтобы места в этот вагон зарезервировали туристам в поезде на завтра. Как быть? Сутки надо где-то провести, людей надо кормить. Некоторые опоздали бы на работу. .Руководитель группы приняла решение силой, несмотря на сопротивление проводников, сесть в поезд. Это с вещами, которых в конце тура много. Начальник поезда обещал по приезде в СПб устроить скандал за самоуправство, но все обошлось.
       Второй такой случай произошел в апреле 1998-го года в Пиренеях на пути из Франции в Испанию через Андорру. Из-за циклона в горах на территории Андорры застрял наш автобус. Туристы опаздывали в столицу Андорры, где их ждали оплаченные номера в отеле. Пришлось вызывать несколько такси. А это деньги, которые заплатила руководитель тура. В результате опоздания сорвалось посещение музея Сальвадора Дали .Туристы были возмущены. Кроме того, это было во время дефолта, когда цены на некоторые услуги резко возросли.
       Поломки автобусов явление нередкое. Они приводят к нарушению программы тура и недовольству туристов. Если поломки несерьезные и задержки незначительные, то все ограничивается упреками. Бывают случаи опозданий в аэропорты и гавани. Самолет и корабль ждать не могут. Они улетают и уплывают по расписанию. Тур срывается. Это приводит не только к недовольству туристов, но и к существенным материальным потерям турфирм. Часть этих потерь иногда удается возместить через суды от фирм перевозчиков. Это создает дополнительную нервотрепку.
       Много претензий предъявляют руководители отелей. Обычно все сводится к двум типам нарушений. Первое — номер оплачен заранее, но есть услуги, предоставляемые за дополнительную плату. В номерах есть бары со всякими напитками. Если турист воспользовался ими ,то надо дополнительно платить. Не все это знают, что вызывает недовольство. То же относится и к телефонным переговорам. Второе — это поведение туристов в ресторанах, где есть шведский стол. Ешь сколько хочешь, но уносить с собой ничего нельзя. Наши туристы (особенно дамы) пренебрегают этим. Всегда пытаются что-нибудь унести в сумочках. Иногда руководство ресторанов не замечает или делает вид, что не замечает этого. В больших ресторанах есть специальные наблюдатели. Когда нарушения становятся существенными, возникает скандал. Одну нашу группу в Барселоне лишили шведского стола, посадили отдельно от всех и подали одинаковую дежурную еду.
       Несколько слов хочу вам сказать о здоровье туристов. Все они платят страховку, поэтому в случае заболеваний или травм им обеспечено лечение. Но как быть, если случай нестраховой (турист объелся на шведском столе и не смог продолжать тур, перегрелся на солнце и т. п.). Приведу лишь один пример. В Лондоне при экскурсии в Гринвичскую обсерваторию надо пройти довольно длинный путь пешком в гору. Одной тучной даме в середине пути стало плохо. Как быть? Оставить ее одну — даже в голову не пришло. Остаться с ней гиду нельзя, так как остальным не проведут экскурсию местные экскурсоводы. Хорошо, что нашлась пожилая дама, которую чудеса астрономии не интересовали. Она осталась с больной. Расположилась с ней в тенечке под деревом. Через 2 часа мы их подобрали на обратном пути.
       -У меня остались связи в турбизнесе, и я могу вас рекомендовать,— закончил Владимир Иванович.
       -Спасибо, — сказала Лена. -После вашего рассказа у меня как-то пропало желание искать такую работу.
       Если вы, читатель, купили билет на автобусную экскурсию «Соборы Петербурга», и ее провела молодая, веселая блондинка, то вам очень повезло. Вы узнали много нового и интересного о Смольном, Исаакиевском, Казанском и Сампсониевском соборах.

Эммануил Шляпоберский
СПб август 2011 г.



 

дизайн и разработка  
студия Master A.   ©
Free Web Hosting