НА ГЛАВНУЮ
Эммануил Шляпоберский
НЯНЯ ЗИНА
 

        Зина Дроздова жила с отцом и матерью в деревне Поляны Волосовского района Ленинградской области, где было всего шестнадцать дворов. До ближайшего поселка Заполье– 2 километра, до железнодорожной станции Волосово– 12 километров.
     Потеряв родителей в 1934 году, восемнадцатилетняя девушка осталась одна. Пришло решение уехать в Ленинград, ведь там ждала ее совершенно другая жизнь, новые люди, может быть интересная работа…. Зина узнала, что при многих заводах и фабриках есть общежития, где можно остановиться. В Ленинграде девушка отыскала своих прошлогодних дачников, супругов Петровых и те на время дали ей кров. Они же посоветовали Зине пойти на биржу труда, но лучше поискать место домработницы в какой-нибудь обеспеченной семье. Участливые супруги пообещали Зине помочь в поисках и расспросить друзей, не нужна ли кому-нибудь домашняя прислуга. Утром полная надежд Зина ушла на биржу труда. Но там ее ждало разочарование: вакансий было много, но на предприятия с общежитием требовались чернорабочие, то есть мужчины. Вечером Петровы сообщили Зине новость: их знакомым Фроловым срочно нужна домработница.



Политехнический Институт

Политехнический Институт Главный корпус


     Профессор Политехнического (тогда Индустриального) института Максим Петрович жил в трехкомнатной квартире на 2-м Муринском проспекте. Они с женой Анной Васильевной встретили Зину приветливо, показали комнатку для прислуги рядом с кухней и всю квартиру, рассказали девушке о ее обязанностях, пообещали хорошо платить, при питании с хозяевами. Зине понравилось здесь, она с радостью согласилась. Квартира была отдельной, но жили в ней две семьи: Максим Петрович с супругой и семья их сына Петра с женой Людмилой и маленькой дочерью: те вели отдельное хозяйство. Зина работала у старших Фроловых. Хозяева держали собаку: красивого и умного пуделя по кличке Фагот. Зина с удовольствием гуляла с ним два раза в день.
     Максим Петрович преподавал квантовую механику, по совместительству работал в физико- техническом научном институте у академика А. Ф. Иоффе. Это был открытый, доброжелательный, веселый человек, любящий шумные игры в компании друзей. Максим Петрович сразу же понравился Зине: он обращался к ней на "Вы", а через несколько дней стал ласково называть Зинулей. Узнав, что девушка любит читать, разрешил ей пользоваться домашней библиотекой, но попросил обязательно ставить потом книги на прежнее место.



Физико-Технический институт

Физико-Технический научный институт. Главный корпус


     Анна Васильевна отличалась высокомерием и чрезмерной строгостью характера. Она гордилась своим дворянским происхождением и тем, что в юности окончила Смольный институт благородных девиц. Анна Васильевна в совершенстве знала три языка: французский, немецкий и английский. Изменившаяся после революции жизнь привела ее в школу, где она преподавала французский язык. К Зине хозяйка относилась настороженно, пристрастно, бранила девушку за каждую оплошность. Ее раздражал деревенский говор Зины, ее угловатость, застенчивость. Анна Васильевна стала учить домработницу правилам городского этикета и сервировке стола. Хозяйка дала Зине старую поваренную книгу, изданную до революции. Девушка быстро освоила кулинарное дело и искусно готовила сборную солянку, зразы, и другие незатейливые, но вкусные блюда. Анна Васильевна доверила Зине чистку серебра и ковров. Жизнь текла своим чередом.
     Однажды Фроловы пригласили в гости известного академика с женой и взрослой дочерью. Зина накрыла на стол и пригласила общество к трапезе. Дочь академика, желая поблагодарить домработницу, сказала ей несколько слов на французском языке. Девушка ничего не поняла, покраснела и вежливо ответила, что не знает языков. Анне Васильевне такой ответ показался дерзким. Вечером хозяйка сделала Зине строгий выговор в присутствии мужа и сына, объявив о своем решении уволить ее. Максим Петрович попытался возразить жене, но та осталась непреклонна.
     –Собирайте вещи и уходите, завтра же,– раздраженно сказала она Зине.
     В этот момент в разговор вступил Петр Максимович, который сообщил, что его супруга ждет второго ребенка, и они хотели бы взять Зину домработницей к себе.
     –Мама, прости, но Зина никуда не уйдет и останется в нашем доме,– категорично заявил сын. Так неожиданно повернулась судьба девушки. Единственным существом в квартире, которого не коснулись перемены, был Фагот. Зина очень привязалась к псу и продолжала гулять с ним. Она стала чаще общаться с Петром Максимовичем, на первых порах принимая его вежливое обращение, за повышенное внимание к себе. Вскоре Зина убедилась в том, что Петр относится к ней так же как ко всем остальным женщинам и испытала горькое разочарование. Ведь Зина так мечтала о большой любви, не заметив, как в ней родилось глубокое и сильное чувство. Она полюбила своего обаятельного хозяина. Ее душа верующего человека подсказывала, что любить женатого мужчину грешно. В порыве страдания девушка дала Богу обет: никто и никогда не узнает о ее запретной любви. Она позволяла себе лишь восхищаться Петром, все в нем, казалось ей исключительным и совершенным. Его глаза, улыбка, голос, жесты, заставляли трепетать сердце Зины. Для девушки единственным утешением было видеть объект своего обожания, ведь она не могла разрешить себе сказать ни слова. Однажды, желая сделать приятное, Зина до блеска начистила ботинки Петра. Тот, слегка пожурил ее, заметив, что каждый мужчина должен сам чистить свою обувь, но не возражал, когда это повторялось. Работал Петр Максимович неподалеку от дома, на заводе "Светлана", куда попал по распределению в 1930-м году после окончания ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина). Первое время его назначили сменным инженером, чуть позже - заместителем начальника цеха приемно-усилительных радиоламп. Здесь же познакомился с красавицей Людмилой - контролером ОТК и влюбился в нее. Они быстро поженились, а через год в их семье родилась дочь Наташа. Было решено, что после декретного отпуска Людмила на несколько лет уйдет с работы.



Завод Светлана

Завод "Светлана"


     Изготовление радиоламп требует терпения, аккуратности и сноровки. С такой работой лучше всего справлялись женщины. В цехе у Петра работало двести человек, из них только восемь мужчин. Многим молодым работницам нравился красивый и обаятельный Петр. Но тот не замечал никого из них. Кроме ненаглядной жены других женщин для него не существовало. В начале 1935 года в семье Фроловых родился мальчик, которого назвали Борисом. У Зины прибавилось дел по дому, но в руках у нее все так и горело, она была счастлива счастьем любимого ею человека.
     Семейные радости Петра длились недолго. Летом 1936 года, при выходе из трамвая, Людмилу насмерть сбил грузовик с пьяным водителем за рулем. Горе заполнило все уголки в прошлом счастливого дома, даже воздух в нем стал тяжелым. Петр остался один с двумя маленькими детьми, заботы о которых легли на плечи Зины и бабушки Анны. Через три дня после похорон Петр вышел на работу. Он никак не мог оправиться от гибели той, без которой не мыслил жизни... Ничто не помогало. Петр поседел, глаза погасли, стал раздражительным, часто повышал голос на Зину, родителей и детей, чего раньше в этой интеллигентной семье никогда не было.
     Видя страдания своего начальника и зная, что он теперь свободный мужчина, работницы из цеха начали кокетничать с ним, приглашать в гости, где предавались разврату и пьянству, не брезгуя ничем. Петр хотел одного– забыться, не думать о случившемся. Зина видела ужасные перемены, произошедшие с хозяином, потихоньку плакала и сожалела, что ничем не может помочь. Однажды, поздним вечером, когда родители и дети уже спали, раздался звонок в дверь. Две женщины сомнительного вида, втащили в квартиру мертвецки пьяного Петра и удалились. Зина кое-как приволокла его в комнату и уложила на кровать. Петр не сопротивлялся, бормоча что-то бессвязное. Вскоре уснул. Зина всю ночь просидела у постели дорогого ей человека, с грустью и тревогой глядя в лицо, которое так любила. Петр опускался все ниже. Но что она могла сделать?
     Спустя некоторое время, в квартире стали появляться собутыльники Петра с оплывшими красными лицами, похожими на львиные морды. Как-то раз, после пьянки, Петр не вышел на работу. Ему пригрозили увольнением. Отчетливо понимая, что сын превратился в алкоголика и нуждается в серьезном лечении, Максим Петрович связался с руководством завода и уговорил дать Петру отпуск за свой счет. Профессор отвез сына в Москву и поместил в клинику, где работал его друг известный психотерапевт и где Петра лечили опытные врачи гипнологи. Через два месяца отец и сын вернулись в Ленинград. Петр выглядел бодрым, помолодевшим, к спиртному больше не притрагивался. На работе его оставили в прежней должности. Прошлое забыли.
     Шел грозный 1937 год. В руководстве "Светланы" росли потери. Начальник цеха, где работал наш герой, стал заместителем директора завода. Петра назначили на его место, простив былые проступки. В семью Фроловых вернулись мир и покой.
     Зина ревностно исполняла свои обязанности по дому. Она полюбила детей Петра. Те ласково называли ее "няня Зина". Семейное горе и заботы о малышах сблизили Зину с Анной Васильевной, которая с запозданием прониклась симпатией к домработнице.
     Миновал год. Как-то вечером, уложив детей спать, Зина спросила Петра:
     –Вы еще молоды, Петр Максимович, почему бы Вам не жениться?– Тот ответил задумчиво:
     –Я подумаю над твоим предложением, Зина.
     Девушка как в воду глядела. Через два дня Петр привел женщину по имени Василиса. Она сразу же осталась в доме. Василиса состояла в разводе с мужем: тот ушел от нее два года назад, забрав общую дочь, уехал работать на север. Избранница Петра оказалась на шесть лет старше его, работала в райисполкоме на незначительной должности, была нехороша собой. Большая бородавка на носу портила внешность женщины. Однако спокойный, миролюбивый характер сглаживал недостатки наружности. Увидев Василису, Зина не спала всю ночь, размышляя о том, как столь невзрачная женщина смогла скрутить такого интересного мужчину, тайно любимого ею. Спустя немного времени, в 1939 году у Петра и Василисы родился сын Виктор.
     До 1941 года жизнь в семье Фроловых текла размеренно и спокойно. Война мгновенно изменила планы, разрушила надежды. Через месяц после ее начала Зину направили на строительство оборонительных укреплений: рыть окопы и противотанковые рвы под Тарковичами. Тогда же, старшие и младшие Фроловы уехали в эвакуацию. Петр Максимович вместе с заводом "Светлана" отправился в Новосибирск, а Максим Петрович с Физтехом - в Казань.
     В начале войны немцы стремительно продвигались вглубь страны, вскоре они появились вблизи Тарковичей еще до завершения строительства укреплений. Всех, кто там работал, распустили, и они пешком добрались до Ленинграда, перед тем как кольцо блокады замкнулось. Вернувшись домой, Зина обнаружила две похожих записки от старших и младших Фроловых с просьбой по мере возможностей сохранить квартиру и пожеланием преодолеть тяготы войны.
     Зина устроилась дворником, получила рабочую карточку. Чего только не пережила она в страшную блокадную зиму 1941-1942 годов! Голод и холод, бомбежки и обстрелы сопровождали ее каждый день. Зина гасила зажигалки на крышах, искала умерших в промерзших домах, помогала выносить их к воротам, откуда трупы забирала машина. Она участвовала в разборке деревянных зданий на дрова. С первыми бомбежками и обстрелами появились разрушенные квартиры и лишившиеся крова люди, которых нужно было где-то разместить. С этой целью использовали пустовавшее жилье эвакуированных. В квартире Фроловых появилось сразу три семьи– десять человек, объединенных общим несчастьем. Зина успела перенести ценные вещи в комнату младших Фроловых и заперла ее на ключ. Семья из четырех человек заняла комнату Максима Петровича, остальные две семьи насчитывали по три человека и расположились все в столовой, которую разделили тканевой перегородкой. Зине повезло: среди подселенцев было два шестидесятилетних пенсионера, бывших рабочих. Про таких как они говорят: "мастера на все руки". Вскоре в двух комнатах появились буржуйки, а на кухне, на конфорке дровяной плиты– таганок. Топили его щепками. Таганок давал мало тепла, но позволял вскипятить литровую кастрюлю воды или супа за 30-40 минут. Щепки в таганок нужно подбрасывать часто, поэтому возле него постоянно дежурил кто-то из обитателей квартиры. Таганок использовали по 6-7 часов в день, он оказался незаменимым для каждого, кто хотел выжить.
     Добывание воды превратилось для Зины в мучительное испытание. Вблизи дома реки не было. Воду брали из колодца невдалеке от Спасской площади (ныне площадь Мужества), но там всегда толпился народ. Зина предпочитала ходить к далекому роднику , который сохранился до наших дней и находится на Байконурской улице.



Родник на Байконурской улице

Родник на Байконурской улице

Родник на Байконурской улице


     Лето 1942 года Зина проработала на торфоразработках. Осенью она привезла оттуда ноющие кровоточащие мозоли на руках и двухлитровую банку клюквы, собранную в день отъезда, в ожидании машины.
     Из одиннадцати жильцов квартиры Фроловых никто не умер. Выжили, потому что держались дружно, помогали друг другу как могли и твердо верили в то, что войне придет конец.
     После прорыва блокады, в январе 1943 года, Зина начала получать письма от Фроловых. Первым пришли известия из Казани, а через два месяца– из Новосибирска. Хозяева беспокоились: жива ли Зина? Пережила ли блокаду? Цела ли квартира? Зина с радостью ответила, что в доме все сохранилось, сообщила о подселенцах, которые уедут по возвращении хозяев, и призналась, что сожгла два табурета и съела три килограмма крупы, найденные при переносе вещей.
     Первыми в 1945 году вернулись из Казани старшие Фроловы. Временные обитатели освободили их комнату. Перед приездом хозяев Зина старательно прибрала жилище, собрала в парке Сосновка букет ромашек.
     Младшие Фроловы приехали только в 1947 году. Они задержались по необходимости в Новосибирске, вместе с руководством и инженерами завода "Светлана". За два года удалось подготовить местные кадры и Петр Максимович с семьей, наконец, вернулся в Ленинград. К моменту его прибытия в квартире осталась одна Зина. Подселенцы отправились в свои прежние отремонтированные дома, а Максим Петрович получил от Физтеха двухкомнатную квартиру на проспекте Мориса Тореза. Он давно оставил преподавание, посвятив себя всецело науке. В ожидании хозяев Зина с замиранием сердца думала о предстоящей встрече с человеком, которого столько лет преданно любила и ставшими ей дорогими детьми. Увидев их, Зина ахнула. Восьмилетний Виктор был похож на отца как две капли воды. Она еще больше привязалась к мальчику, отдавая ему все свободное время и душевные силы. Дети по-прежнему называли "няней Зиной" ту, что стала для них родной и близкой.
     Потекли годы. В семье Фроловых царили мир и согласие. Но время беспощадно. В 1951 году умер Максим Петрович. Его похоронили на Охтинском кладбище. Анна Васильевна пережила мужа на шесть лет и обрела вечный покой рядом с ним. Незаметно выросли дети, менялась их жизнь. Наташа работала художником на Ленфильме, Борис после окончания Горного института уехал в Свердловск. Виктор пошел по стопам деда: стал физиком-теоретиком и трудился в Физтехе. Обычная жизнь, в которой не встретить ни приключений, ни страстей, но где всегда живут любовь и поддержка. В 1966 году ушла из жизни Василиса. Петр Максимович снова овдовел. Его дальнейшая жизнь была связана с заводом "Светлана", превратившимся в научно-производственное объединение.
     Зина продолжала жить в семье Фроловых, разделяя их горести и радости. Петр Максимович исправно выплачивал ей жалованье. На свои нужды домработница тратила крайне мало, откладывая большую часть денег на сберкнижку. Зина умерла в 1982 году, и все свои сбережения завещала Виктору. О ее тайной любви к Петру Максимовичу так никто и не узнал. Она пронесла глубокое и прекрасное чувство через годы; никому не ведомо, сколько страданий пришлось пережить этой преданной, самоотверженной и любящей душе. Прах Зины покоится на Охтинском кладбище вместе со старшими Фроловыми. На надгробном памятнике можно увидеть ее фотографию и скромную надпись: "Няня Зина. 1916-1982".

Эммануил Шляпоберский
Санкт-Петербург
август 2016 г.
 
      счетчик посещений

дизайн и разработка    
студия Master A.  ©  

 
Free Web Hosting