НА ГЛАВНУЮ
Эммануил Шляпоберский
СЕСТРА ГЕРОЯ
 

        Анастасия
     Мне довелось 10 лет учиться в одной школе с родной сестрой Героя Советского Союза партизана Александра Викторовича Германа. С начала нашей совместной учебы с Тасей Герман в 1931 году в школе было десять 1-х классов, а в момент окончания школы — всего два 10-х класса: «А» и «Б». Нас каждый год «перетасовывали», так что мы с Тасей учились то в одном классе, то в параллельных. Это была очень приветливая, доброжелательная, скромная девушка маленького роста, которая еще в раннем детстве выбрала свою будущую профессию — драматическая актриса, а ее маленький рост — специализацию травести. Примерно с 5-го класса Тася регулярно посещала занятия школьного драматического кружка и играла там ведущие роли. Я хорошо знал ее маму (к сожалению, не помню ее имени и отчества). Знал я и о том, что у Таси есть старший брат (1915 года рождения) — командир Красной армии. До 1941 года мы с Тасей часто общались, но среди ее ближайших друзей я не значился. С началом Великой Отечественной войны наши пути разошлись: я ушел в армию и уехал из Ленинграда, а Тася осталась в блокадном городе.
     В августе 1944 года меня с фронта отправили на учебу в Академию связи, которая только что реэвакуировалась в Ленинград. Весь сентябрь я провел в напряженной учебе на подготовительных курсах. После сдачи вступительных экзаменов я был зачислен слушателем в Академию, занятия в которой начались 1 октября. Вот тогда-то я стал разыскивать своих довоенных друзей. Одна из первых встреч состоялась с Тасей. Герман
     Она рассказала мне о всех ужасах блокады, которые ей и ее маме пришлось пережить. Это голод, холод, бомбежки и обстрелы. Тася считала, что они с мамой чудом остались живы. К этому времени она училась в театральном ВУЗе. Она рассказала и о своем брате Саше, который командовал партизанской бригадой, действующей в тылу немецких войск на территории Ленинградской и Псковской областей. Ему в 1943 году посмертно было присвоено звание героя Советского Союза. Его жена и ребенок получили приличную по тем временам пенсию. Тася и ее мама пенсию не получили. Они жили очень скромно, на зарплату мамы и стипендию Таси. Странно! Как будто мама к воспитанию героя никакого отношения не имела.
     После окончания учебы Тася была распределена артисткой в ТЮЗ. До окончания Академии и моего отъезда для дальнейшей службы в Зенитно-артиллерийское училище (г. Алуксне Латвийской ССР) я с Тасей встречался несколько раз. Даже заходил в ТЮЗ к ней в гримуборную. Следующая наша случайная встреча произошла в конце 1965 г. после 20-летия Победы. Я был в командировке в Москве. Войдя в вагон метро, я вдруг увидел Тасю. Встреча была не только неожиданной, но и очень радостной. Все в вагоне обратили на нас внимание. Хотя мы разговаривали между собой довольно тихо, соседи прислушивались к нашему разговору. Тася сообщила, что ее теперь часто приглашают на встречи бывших партизан. Очень тепло принимают как сестру героя. Ну где же они были 20 лет?! Почему так долго о партизанах вообще молчали? Выйдя на перрон, мы сели на скамейку и проговорили еще полчаса (больше я не мог, мне нужно было к определенному сроку прибыть на совещание). Общение Таси с Сашиными сподвижниками оставило у нее тяжелый осадок. Не все из них сумели перенести тяготы послевоенного времени. Многие, а это — сельские жители, не смогли не только найти себе работу, но и обзавестись добротным хозяйством, а некоторые просто спились. Прощаясь, мы договорились о будущей встрече в Ленинграде, которая, к сожалению, так и не состоялась.
     Училище наше в 1962 г. было переведено в г. Опочку. Это Псковская область, где все хорошо знали Александра Германа. Наши курсанты однажды совершили поход к месту его гибели. Уже после нашей московской встречи с Тасей к нам в училище несколько раз приходили бывшие партизаны. Однажды двое среди них оказались из бригады Александра Германа. Они рассказали, что он был очень храбрый человек и опытный командир. Девизом легендарного комбрига было: «Из любого соприкосновения с врагом не выходить без боя, даже если свои силы невелики». В таком бою Александр Герман и погиб. Об этом я и собирался рассказать Тасе. Когда я прибыл в Ленинград, Таси уже не было в живых. Как мне потом рассказала одна из наших соучениц, Тася в этот день не была занята на работе. Она из дома позвонила своей приятельнице по телефону. Вдруг разговор прервался. Приятельница забеспокоилась. Она позвонила на работу мужу Таси. Он немедленно прибыл. Открыв дверь, он увидел Тасю лежащей на полу. Рядом висела телефонная трубка. Тася была мертва. Так сестра героя ушла из жизни, не дожив до 50 лет.

Эммануил Шляпоберский
СПб., февраль 2015 г.
 
      счетчик посещений

дизайн и разработка    
студия Master A.  ©  

 
Free Web Hosting